История одной зимней разведки.

После нескольких зимних походов к празднику 8 марта женская часть моей семьи, а их большинство, сказали мне что я в эти праздники сижу дома. И тут за 2 дня до праздников звонят мои хорошие друзья, с которыми мы в 2016 году ходили зимой с ночевкой на вершину Асбестной, и спрашивают, а не могу ли я забросить их на кордон Тхач и предоставить в прокат снегоступы.  Они теперь хотят сами сходить двумя семейными парами и общим другом по уже знакомому зимнему маршруту без тропы на вершину Асбестной.  Я с радостью отвечаю «конечно». УАЗ готов, грязевая резина одета, цепи на все колеса в комплекте, лебедка и аккумулятор 100 ампер ждут прекрасного зимнего бездорожья, и самое главное для меня — это прекрасная возможность целый день потренироваться, походить в новом месте, изучить зимний рельеф, просмотреть потенциально возможные места схода лавин, просмотреть участки ветрового переноса. Тут же звоню другу Евгению Шитову с предложением погулять в горах первый день выходных. Погоду передают ясную боевую, ветер 35 метров в секунду и строго в верх. Чудеса!!!  После работы в пятницу ребята выезжают из города и как всегда бывает при ПВД перед праздниками, все встревают в пробку (так как весь город Краснодар дружно решил после работы в пятницу выехать из города в поисках отдыха). Наш выезд переносится на 23.00. В 23.00 мы стартуем из Мостовского — две семейные пары с другом и мой друг Евгений. Едем в сторону поселка Узловой. Я с радостью сообщаю ребятам, что задержка в пробке не так страшна и в 1.00 они будут спать в палатке. Забыв, что сейчас зима, сразу за поселком Узловой дорога заканчивается и начинается глина вперемешку со снегом, глубокие лужи со льдом, ямы от тяжелой техники. УАЗ на 2 цепях и грязевой резине. На кордоне мороз, вокруг на снегу столбики инея, безветренно, видны звезды. После трех часов ночи ребята ставят трехместную палатку, и чтобы не замерзнуть (на одной из стоянок на высоте 1900 по прогнозу обещают -20) ложатся в ней вольтом впятером. Всю ночь слышится дикий смех из палатки одной из участниц, на этот смех в полной темноте отвечает собака с ближайшего кордона оглушительным лаем. Мы спим вдвоем в «Буханке», из уважения к нашим соседям в палатке решаем не включать автономку и ночуем в спартанских условиях.  Проходит каких-то 15 минут, будильник оповещает что уже 6 утра, и оказывается, мы как бы спали. Встаем, есть не хочется, мы спешно идем по дороге в снегоступах по давно знакомой долине реки Тхач. Снега всего 30 сантиметров, но идем в снегоступах, так как тащить их сильно не хочется.   Проходим 4 километра и попадаем на большую поляну. Еще в конце двухтысячных годов я слышал, что так как по хребту Бабук ходят туристы, местные браконьеры ходили без троп по ближайшим хребтам, которые упираются в Вершину Асбестной. Повернув в сторону одного из хребтов, Евгений говорит какие здесь высокие, мощные и шумные водопады, странно говорит он, зима, мороз, реки похожи на ручейки промерзшие, а водопады так сильно шумят. Затем мы понимаем, что на гребнях хребтов ветром колышет лес с такой силой, что он создает непрерывный гул. Мы решаем проверить один из хребтов, идем на гребень по небольшому уклону градусов 15, по красивому заснеженному хвойному лесу.

На высоте 1500 выхожу на поляну и первым же шагом утопаю в снегоступах в пухляке, тут же резко останавливаюсь, его так много, глубиной выше метра, а снегопадов не было больше недели, Наблюдаю за склоном и вижу, как сверху ветром переносит огромную порцию снега.

Чтобы нас не присыпало лавиной, быстренько уходим с этого участка обратно в лес. Далее выбираем самые пологие склоны без ветрового переноса, гребневые места, обходим все ловушки рельефа, перемещаемся только по безопасному рельефу.

Пройдя еще четыре километра по гребню с пихтовым лесом, фотографируем Тхач и Чертовы Ворота, достаем навигатор и видим, что до вершины Асбестной 200м набора и всего лишь два километра пути. Перед нами виден весь пологий гребень хребта, по которому мы пойдем. Красивые виды заснеженных гор вокруг вдохновляют и придают много сил.

Со стороны с. Новопрохладное зимой, при подходе к горе Большой Тхач, снег на южных склонах может не залегать сплошным покровом. Со стороны п.Узловой преимущественно северные склоны, уровень снега здесь на северных склонах более одного метра.

Время 10 утра, небольшой перекус. Проходим 20 метров и видим первый сюрприз — гребень преграждает 50 метров отвесного склона. Находим обход этого обрыва и теперь нам предстоит набрать 30 метров вверх по уклону 25 градусов. Склон потенциально лавиноопасный. На этом уклоне лежит доска, Евгения мы ставим в безопасную точку, с лопатой он наблюдает за мной. Я же рублю доску с низу вверх по линии падения воды до ближайшей мощной одинокой березки, и так 3 раза по З подхода с перерывом на восстановление пульса. Дальше моя очередь, я слежу за Жекой, а он идет.

Ветер усиливается и валит с ног, порывы под 100 км в час. Мы вроде пошли на прогулку, а по ощущениям попали на Эльбрус. Проходим 100 метров, попадаем опять на те же грабли — опять обрыв, опять спуск, опять подъем, по очереди от березки к березке. Первоначально от высоты 2000 метров просто хотели траверсировать Асбестную, но при такой погоде, ветре и ветровом переносе, возможно, это просто не безопасно, тем более на склоне видны сходы мелких лавин. Поэтому выходим на гребень и по нему без снегоступов мелкими перебежками, когда утихает ветер поднимаемся на гору.

На вершине стоять невозможно- просто сдувает, поэтому фотографируемся и вниз. При нас потоки ветра встречаются, завихряются и отрывают кусок наста 60 см в диаметре и 20 толщиной, и просто разрывая на части, уносит вверх. Теперь я верю сайту метео блю и его странному прогнозу 35 метров в секунду вверх.

 Первоначальный план, проход еще одного хребта приходится отменить и зимнюю разведку на сегодня завершить. Чтобы не рисковать в такую погоду, мы решаем спускаться в сторону хорошо изученного хребта Бабук.  Рельеф мне хорошо знаком, и знакомы все обходы возможных лавиноопасных склонов, конечное на этом хребте не бывает разрушительных лавин как показывают в фильмах, но если пойти по летней тропе, то можно спокойно попасть под небольшую доску или выйти на несцепленный свеженадутый склон с эффектом Нигга, который возможен сейчас при такой погоде. Эффект Нигга возникает, когда после теплого, уже весеннего дня снег дышит влагой, ночью бьет мороз и нарастают красивые высокие столбики из инея, утром они не разрушаются под действием солнца, а из-за сильного ветра присыпаются ветровым переносом с гребня и наветренного склона. В 15.00 тропим по пухляку в направлении Горелого леса, меняемся снегоступами, я одеваю легкие мягкие CAMP, Женя пластик.  Передвижение в этих снегоступах в пухлом снегу, не крутым склонам вызывает непередаваемое наслаждение. На этих снегоступах я буквально «На седьмом небе от счастья»- настолько они легкие и мягкие по сравнению с пластиком, ходьба в них похожа на передвижение в больших мягких тапках «Зайцах», в которых я ходил в детстве зимой по дому, возможно поэтому CAMP- мои самые любимые снегоступы. Вокруг заснеженные красивейшие любимые горы, не смотря на полное отсутствие сил, настроение на 200% хорошее.

В горелом лесу ребята хотели сделать стоянку, она обозначена на карте. Сильный ветер гнет деревья, стоять здесь сейчас не безопасно, но и ребят здесь нет, а по плану должны были быть. Идем дальше, подходим к памятнику ВОВ, он завален ветром, следов ребят нет.

За памятником на северном склоне обычно лежит 100 метровая доска, которая под весом человека расходится огромными трещинами, но не съезжает так как уклон, на котором она лежит 15 градусов, но мы это место обходим. Далее вниз по хребту ни одного следа, мы начинаем задумываться, не случилось ли чего с нашими друзьями. Спускаемся в сумерках на кордон, ребят, которых мы забросили, там нет. Женя после пройдённых 19 км и 1000 метров набора высоты по снегу просто остается готовить ужин, я иду по следам 400 метров и вижу, что ребята по дороге с утра прошли мимо подъёма на хребет Бабук в сторону реки Ачешбок. Дорога туда расчищена от завалов, видимо зимой по ней ездили на квадроциклах. Подъем на хребет Бабук завален ветками, снегом и нечитаем. Ребята, возможно, с утра не стали включать навигатор, чтобы лишний раз не садить батарейки и прошли поворот. Возвращаюсь к Жене, ужинаем, греем 2 литра воды и выливаем на впускной коллектор, и Буханка заводится с пол оборота. Едем домой и обсуждаем с ним промах ребят. На броде снимаем цепи, в долине почти нет ветра, погода ясная, видны звезды. Ну как же так, и ветер вроде стих, погода налаживается, есть шанс сходить на Асбестную, а они пошли не туда. На подъезде к Баговской понимаем, что бывают роковые ошибки, а бывают «Нужны». Машина врезается в сумасшедшие порывы ветра, начинается метель, и мы понимаем, что ветер и циклон только на подходе. Всю ночь при порывах ветра валит снег в Мостовском. Через 2 дня, распиливая завалы веток от ветра, по целине я приезжаю на кордон.

В нужное время на кордон «Тхач» приходят ребята на снегоступах, довольные, радостные. В итоге, пройдя нужную развилку, они прогулялись 6 часов по красивой дороге с заснеженным лесом, обогнули хребет Бабук и по старому волоку вышли в его начало, с панорамным видом на г.Сундуки на высоту 1550 метров. Став в закрытом от ветра месте, хорошо переночевали в пургу (если бы они вышли по первоначальному плану в Горелый лес, возможно, им было бы в нем очень весело, и пришлось терять высоту обратно что бы спокойно переночевать). На второй день, когда немного разъяснился туман, ребята походили по сказочно заснеженному глухому лесу, прошлись по хребту Бабук с отличными видами на Чертовы Ворота и Тхач, а на третий день просто спустились обратно. Выброска заняла опять очень много времени- 3 часа ушатанной дороги. Час из этого времени ушел на ремонт УАЗа, от постоянного ныряния в лужи сгорел вариатор и не было искры.

Замена трамблера и коммутатора не дала результатов, поэтому просто кинули плюсовой провод от акб в обход цепи на бабину, тем самым починив машину. По приезду было установлено аварийное зажигание для запуска в холодную погоду в -30 и на случай выхода штатного зажигания из строя. Эта вылазка дала очередной нужный опыт  для новых зимних вылазок, походов в будущем году.