Зимний поход по Западному Кавказу в район горы Чертовы Ворота и Большой Тхач.

Зимний поход

Первый день зимнего похода.

20 февраля  в 11.00 начался наш зимний поход. Лес через который пролегал наш путь был очень красив, десять градусов мороза и туман превратили ничем не приметный буковый лес в зимнюю сказку.

Зимний лес в походе

В мороз туман налипал огромными хлопьями на деревьях, растениях и траве.

туман мороз поход

Отсутствие окружающих видов гор в тумане нашу группу не расстроило так как мы  собирались возвращаться тем же маршрутом обратно. Полностью выйдя из леса и поднявшись на высоту 1600 метров мы одели снегоступы и продолжили поход. На некоторых северных склонах на этой высоте толщина снежного покрова было более 70 см. Изредка передвигаясь по глубокому снегу нашей группе попадались следы медведей.sled-medvedya

Пройдя в первый день около 5 часов и уйдя с субальпийских лугов мы стали в красивом сосновом лесу.  Разожгли костер, установили лагерь, настроение у всей группы было отличное. Не уставшие за первый ходовой день мы наслаждались тишиной окружающего леса возле теплого костра, готовили ужин и провели весь вечер за разнообразными беседами, отдельная часть группы пела хором до поздней ночи песни группы Ария, ДДТ, Кино и т.д.

Второй день зимнего похода.

Хорошо выспавшись и позавтракав мы собрали лагерь и продолжили наше путешествие. Пройдя  пол километра сфотографировались на фоне горы Большой Тхач, на которой совсем было мало снега.

на фоне горы Большой Тхач

Продолжили наше путешествие в  сторону горы Асбестной. Погода стояла отличная и мы часто останавливались чтобы разглядеть окружающие вершины.

Зимний поход

За несколько часов тяжелого подъема мы поднялись на вершину горы Асбестной которая являлась целью всего похода и на которой мы должны провести закат и рассвет. С этого места прекрасно видны многочисленные горы Западного Кавказа, одна из них гора Большой Тхач.

гора Большой Тхач зимой

Поставив палатки на вершине горы Асбестной мы  сфотографировали гору Чертовы  Ворота.

Чертовы ворота с вершины горы Асбестная

К сожалению закат нам встретить не удалось. Через час после того как мы установили лагерь нас накрыл сильный туман, поднялся ветер и начал сыпать снег, несмотря на это температура не опускалась ниже минус десяти градусов и в палатках было комфортно. Остаток вечера мы провели за долгим распитием чая.

Третий день зимнего похода.

Казалось утро не наступит, но выглянув из палатки я увидел потрясающие виды окружающих гор во время накрывшего нас циклона. Это невероятно, там на равнине Краснодарского края опять идет дождь, все серое промозглое а здесь небольшой мороз, свежий чистый сухой воздух и все склоны покрыты пушистым белым снегом. Сразу снял видео заснеженных гор и облаков.

Видео горы Большой Тхач.

Облака то укутывали наш лагерь густым туманом то вновь открывали нами виды на окружающие горы.

zimnij-pohod

Чертовы Ворота после снежной ночи.

Чертовы ворота с Асбестной

Хребет Большие Бамбаки и гора Джуга.

Хребет Большие Бамбаки и Джуга

Сквозь облако была видна вершина горы Большой Тхач.

vershina-gory-bolshoj-thach

Облака переваливающие через перевал Чертовы Ворота тут же буквально падала на равнину.

За горой Сундуки на облака падали лучи солнца.

sunduki-oblako-solnca

Внизу над нами пикой в облаках появлялась скала Афонка.

Скала Афонка

Изредка сквозь туман была видна скала Крепость.

Скала крепость

С утра до обеда  мы как завороженные стояли и рассматривали окружающие вершины гор Западного Кавказа.  После обеда мы решили прогуляться к перевалу Чертовы Ворота и сфотографировать окружающие заснеженные склоны.

Некоторые из склонов были плотно набиты снегом.

thach-sneg

Подойдя к скале Эхо под перевалом Чертовы Ворота мы вышли на северный склон горы Западный Ачешбок. По склону тропа траверсом идет на перевал, крутизна склона 25 градусов. Прежде чем идти на перевал я  выкопал шурф, результат: доска из плотного наста 20 см под которым обнаружил слой глубинной изморози. Также были другие признаки лавинной опасности.  В связи с этим мы не стали подниматься на перевал. Но у нас было время и мы сходили под скалы горы Западный Ачешбок по самому безопасному пути, по гребню покрытому густым березовым лесом  и скальной осыпи, на которой вообще нет снега так как его оттуда сдувает ветрами. склон горы Западный Ачешбок

Подошли близко к скалам горы Западный Ачешбок.

скалам горы Западный Ачешбок

Как только мы достигли скал горы Западный Ачешбок,   туман рассеялся  над горой Восточный Ачешбок которую  мы сразу же сфотографировали.

Восточный Ачешбок

Отдохнув немного под скалами горы Западный Ачешбок мы вернулись на вершину горы Асбестная в лагерь к  трем часам дня, собрали палатки и спустились в ближайший лес, чтобы провести последний вечер у костра. На закате погода улучшилась и сквозь хвойный лес были видны отвесные скалы окружающих гор.

А в долинах горных рек стоял густой туман.

Четвертый день зимнего похода.

Проснувшись рано утром и собрав палатки отправились в долину реки Тхач.  Погода стояла солнечная и невероятно теплая , на высоте 1700 м снег был мокрым.  Корка наста на снежном покрове подтаяла и тут нас очень сильно выручили снегоступы. В которых группа с хорошим настроением прошагала около пяти километров.

снегоступинг

Зайдя в сосновый лес мы сняли снегоступы и дошли до автомобиля УАЗ, и поехали в обратный путь ни что не напоминало о зиме.

P.S На большинстве фотографий которые вы посмотрели при прочтении этой страницы может создастся впечатление что в горах 23 февраля мало снега, это не так . 70% маршрута проходили по северным склонам, где высота снежного покрова зимой достигает более 2 метров.

Автор будет благодарен если Вы поделись статьёй со своими друзьями.