Поход к горам Большой Тхач, Асбестная, Чертовые ворота 23-26 сентября 2016г.

Автор отчета о походе Роман Суворов, страница ВК  https://vk.com/id350632324

Перевал Чертовы ворота сентябрьским днем
Перевал Чертовы ворота сентябрь. Автор фотографий Роман Суворов.

У погоды нет плохой погоды. В надежде что так и должно быть в очередной раз я записался в новый поход по горам и долинам Мостовского района Краснодарского края. Цель была посетить горы Большой Тхач, Асбестную и Чертовы ворота с Восточным Ачешбоком, но обо всем по порядку.

День 1.

Точнее вечером 22 сентября мы с другом прибыли в поселок Мостовской. оказалось мы приехали последними, времени на раздумья не оставалось, надо было срочно грузиться и выдвигаться в путь на уже привычной и родной «таблетке». Вскоре начал накрапывать дождь, под шум шин и падающих капель мы углублялись в лес навстречу неизведанному. Дорога решила за нас, что нам делать тут не чего и преградила путь, размыв дорогу. Ну а мы на то и туристы, что сложности лишь закаляют и сплачивают нас. С помощью лебедки, бензопилы и великого желания продолжить путь мы выбрались через размыв в дороге, «почти» не перевернув машину.

В ход пошла лебедка

Еще пол часа попрыгушек в салоне до потолка и в разные стороны мы прибыли до первой стоянки.

Оставив машину, так как дальше даже она отказалась ехать, взвалив еще тяжелые рюкзаки, потопали до места ночевки, которое было в полу километре на Бароновой поляне. Дождь забыл свое желание промочить нас и мы спокойно, но с первой нагрузкой на мышцы дошли до поляны. Дима дав указания, скрылся в темноте обратного пути, чтобы перегнать машину на другое место поближе к месту финиша. Разбив лагерь, многие легли спать, так как время было уже позднее. У нас же с Ильей возникло желание выпить на ночь чаю, для чего необходимо было сходить за водой. Путь до родника Дмитрий нам поведал, но наш слегка заторможенный мозг обработал информацию по-своему. Результатом оказалась получасовая прогулка в ближайший лес. На входе в который нас встретил очень страшный рык, его мы услышим потом еще не раз, в голове сразу же прокрутились тысяча и одна мысль о возможности встречи с мишкой. Но пить то хотелось, и оставив мысли с желанием вернутся обратно, ноги продолжили путь в поисках воды. Так и не отыскав родник, не солоно хлебавши мы вернулись обратно к палатке. Слопав бутерброды с колбасой и закусив чем-то сладким, мы еще какое-то время любовались долиной озаренной луной, что раскинулась перед нами. Усталость, холод и поздний час нахлынув загнали нас в палатку, где мы и отрубились без задних ног.

День 2.

Вид с Бароновых полян на перевал Чертовы ворота на рассвете.

«Утро доброе лагерь, чего еще спим?»- с этими словами Дмитрий вернулся к нам.  К тем, кто бы точно еще спал часика два нежась в кроватке в далеком сейчас Краснодаре, Ростове или любом другом городе нашего часового пояса. Но надо было вставать и продолжить путь через тернии к Большому Тхачу. Лагерь собрали быстро. Дмитрий улыбнувшись нашим ночным похождениям в поисках воды, собрал пустые бутылки, и пока мы укладывали рюкзаки, сбегал за водой. Горячий чай с шоколадным батончиком под лучи восходящего солнца согрел нас. Радость несбывшихся прогнозов относительно дождя и облачности торопили нас быстрее в путь к вершине. Туда куда я уже раз взобравшись не увидел ни чего дальше своего носа. Хотелось исправить это досадное упущение в ячейке моей памяти, заполнив ее более ярким впечатлением. Путь лежал через сказочный лес с вековыми деревьями, а скалы, возникающие справа нависали словно балконы над зеленым одеялом лесного массива слева.

Скала Крепость на пути к горе Большой Тхач.

Прогноз на то он и прогноз, что верить ему не надо только тогда, когда ты решил помыть машину. Пошел дождь. Одев дождевики, наша группа подалась вперед к альпийским лугам у подножия горы, а поднявшийся ветер и низкая температура погнали нас еще быстрее. Нет идеальной защиты от дождя и холода. Мы промокли до нитки. С трудом борясь с холодом и усталостью вышли на место стоянки. Выставив тент и включив горелку, мы первые из группы, грели воду на горячий чай и ждали остальных. Дождь лишь усиливался иногда даря минутные просветы. Сидеть было холодно, горелка не спасала, замерзали сильнее.

Дождавшись остальных, было принято решение идти до балагана Ветреный, что в паре километров. Там возможно будет пусто, тепло, печка и просушка. Так и сделали, терять то уже было не чего. Собравшись двинулись чуть ли не в припрыжку до заветной цели. Балаган был пуст, «чуть не убран», но были дрова, а значит мы спасены. Девять человек могут быть очень сплоченными, когда силы природы усмиряют их. Огонь в печке потрескивал, капли с промокших вещей шипели падая на нее, кто-то готовил суп, кто-то раскладывал вещи, кто-то просто отходил от потрясений. На горы спустилась ночь. Лишь двое решили спать в палатке, остальные в тесноте да не в обиде решили устроиться на нарах, о чем я успел пожалеть. Храп нашего собрата долго не давал уснуть, он пугал все живое в округе и рисовал грозного доселе невиданного в этих краях исполина. Дождь не мог идти вечно, ближе к 3 часам ночи он изменил свое агрегатное состояние и превратился в снег, а значит завтра будет красиво и относительно сухо. В начале пятого я уснул, чтобы проснуться к шести.

День 3.

Было холодно. Огонь в печи потух, с щелей поддувало, выбравшись наружу взору открылся удивительный вид забытого год назад снега. Зеленая трава, огромные сосны, буки, грабы все покрылось новым покрывалом из снега. Я завороженно стоял и смотрел на великолепие природы и подарок судьбы, что привел меня сюда. Забылось все плохое, хотелось радоваться жизни и просто наслаждаться. Вскоре балаган зашевелился и один за другим наперевес с фотоаппаратом через шею выползли все члены нашего уже родного коллектива. Природа наградила и их незабываемыми эмоциями, как дети пищат от новой игрушки, так и мы щелкали затворами наших игрушек, получив возможность запечатлеть ночую трансформацию.

Быстро растаявший, первый сентябрьский снег.
Первый сентябрьский снег.

Но жизнь обыденна даже тут в горах, надо было готовить завтрак, а значит нужны дрова, взяв пилу мы отправились на «охоту за сушниной». Через час котелок на печи и дополнительно на горелке уже кипели, мы же делясь вчерашними переживаниями и новыми сегодняшними пили обжигающий чай с повидлом из армейского рациона «сухой паек». Хотелось домой в теплую кроватку.

Свинцовые тучи не торопились уходить и было боязно уходить из нашей «крепости», но мы лишь в начале пути.

Туман на склонах горы Малый Тхач.
Туман стелиться по склонам горы Малый Тхач.

Восхождение на Большой Тхач уже не удалось, не хотелось терять и все остальное, поэтому после недолгих, а может и долгих колебаний отряд собравшись выдвинулся к горе Асбестная. Путь в тумане-облаке не настолько живописен, поэтому половину пути мы шли по тропе уткнувшись в нее носом, но вскоре облака стали таять и пройдя еще пару километров погода стала улучшаться. Перед очередным подъёмом мы буквально в десяти метрах встретили серн, но они решили, что мы не настолько привлекательны, чтобы с нами знакомиться и дали деру вверх по склону. Настроение улучшилось еще на грамм эндорфина.

Попытки поймать связь, посмотреть прогноз давали отрицательный результат, но итак было понятно, что дождь если и пойдет, то только ближе к вечеру-ночи. Фотоаппарат доставал мало, а трава что несколько часов назад была в снегу, промочила обувь, хлюпая, но радуясь жизни я шел дальше, иногда ускоряясь, а порой чуток отставая от других. Сегодня маршрут был легок, траверсы, мелкие спуски и подъемы не сильно сказались на общем самочувствии и добравшись до ночлега мы принялись разбивать лагерь. Но добыча дров для ребят, на которую ушло полтора часа оказалась сложной задачей, так как деревья росли ниже по склону, и чтобы их поднять пришлось потратить много усилий. Я развел костер и вскоре языки пламени грели и сушили наши ботинки выпаривая остатки влаги.

посиделки у костра под горой Асбестная.
Посиделки у костра под горой Асбестная.

На ужин сварили пшенную кашу с колбасой. Ели быстро, остывало все моментально, чай с козинаками восполнил нехватку углеводов. Все плавно перетекло в посиделки у костра, куда же без них, всегда есть что рассказать, всегда найдется тот, кто что-нибудь расскажет.

Ночь подкравшись незаметно, уже вовсю окутала нас своим черным одеялом, которое очень сильно нас охлаждало, приходилось вертеться то одной стороной, то другой к костру, чтобы половинка тебя не отмерзла. Ближе к десяти вечера один за другим наши туристы стали уходить в темноту к своим палатками и оставшись один я сидел у костра, поглядывая на пламя, а через проблески в облаках проглядывались звезды то там, то сям.  Температура падала, по ощущениям было около -3, постепенно облака стали расходится и еще через пол часа небосвод засиял мириадами звезд, река молочного пути была так близко, что возникало желание дотронуться до бесконечности, взлететь во тьму и лететь навстречу к ним к неведомым другим домам, где может так же, кто-то сидит у костра и смотрит на тебя.  Окунувшись в думу бытия и сущности человека незаметно пролетел еще один час, надо было идти спать, костер догорал и убедившись в его безопасности я отдался теплоте спального мешка и дрёме.

День 4.

Мороз и солнце день чудесный. Поход становился все краше и краше. Первым нос из палатки высунул Илья, мне пришлось бороться с желанием спать дальше и необходимостью подъема, необходимость победила. Компенсацией стало чудесное утро. Весь вчерашний день был в тумане, мы шли не ведая куда, сегодня же мы узрели все то, что наш взор упустил. Панорама, открывшаяся нам поражала своей красотой и увидев возможность сделать удачный кадр, лагерь забыв про завтрак, понесся на ближайший холм, «шелкая» на хочу, кто вправо, кто влево.Позади нашего маршрута виднелся величественный Большой Тхач с его малым братом.

Асбестная, вид на Малый и Большой Тхач.

Впереди же сверкали Чертовы ворота, а в долинах первые лучи солнца пробуждали жизнь от ночного сна, застывший утренний туман таял, стекая в низину долин.

Асбестная, вид на Чертовы ворота

Оживало все, воображение, чувства, природа, животные, птицы, новый день, новый виток жизни. Уходить не хотелось, но теперь мы видели Ачешбоки и они своей громадой манили к себе, нехотя мы спустились в лагерь, чтобы позавтракать и собрать скраб.

В путь только в путь, всегда вперед, только девятый час, а наш «поезд» уже рассекает траверсом очередной холм, идти на удивление легко, поймав ритм мы несемся как ракета, сегодня нам много надо успеть, заветная цель – вершина восточного Ачешбока ждет нас.  Взбираемся на седловину Чертовых ворот где нас встречает сильный встречный ветер, который как бы говорит, пройди испытание, пройди меня и я пущу тебя дальше в царство свое, в царство скал, дам прикоснуться к величию и могуществу своему. Мы проходим испытание, на мгновение задержавшись для прочтения посланий других таких же отважных испытателей, последняя запись которых была неделей ранее нашей. Прочтя и спрятав обратно контейнер спускаемся к стоянке, но на территории заповедника принимаем решение не стоять, лишних 5к рублей нет, сгребаем все силы в охапку и делаем последний рывок на подъем к лагерю.

Лагерь возле перевала Чертовы ворота.

По пути в роднике освежаемся глотком вкусной воды и вот мы «дома». Вскоре и все остальные вскарабкались к нам, потом пол часа валялись отдыхая от перехода. Могучие Ачешбоки как исполинские стражи охраняли нас, мы в царстве туров, зубров, серн, белоголовых сипов… Лагерь разбили быстро, заготовили дров на вечерний костер, коих здесь много, но постараться все же пришлось.

Обед, кто-то пообедав, а кто-то перекусив ждал с нетерпением старта к восхождению на вершину. Вначале подумали идти чуть позже, чтобы можно было увидеть закат, но испугались что будут тучи и поэтому примерно в полудню выдвинулись в путь. Уже через пол часа по мере набора высоты на горизонте начали появляться грозные вершины трёх тысячников Кавказа Чугуш, Псеашхо, Магишо и чуть поменьше Джуга, Бомбак, а на переднем плане хребет Скирда.

hrebet-skirda
Хребет Скирда.

Родная троица Фишт, Оштен и Пшеха-су отказались выползать из туч, мы их так и не увидели. На вершину мы взошли быстро, благо там нет ни чего сложного, лишь сильный ветер и замершая трава напоминали, что долго тут не задержишься, посидев в «тени» столба на вершине от ветра и сделав десяток фотоснимков мы побежали обратно.

На вершине горы Восточный Ачешбок.
Вид на бескрайнюю равнину с вершины горы Восточный Ачешбок.

Внизу уже горел костер и оставшиеся там не спеша вели беседы, вскоре и мы присоединились к ним. К закату Павел, Илья и я вновь поднялись на ближайшую вершину что в 20 минутах от лагеря, чтобы запечатлеть закат и новые краски.

Долина реки Шиша в закатных лучах.

Очень красиво и холодно, делаем фотоотчет и бежим обратно в лагерь, сильно холодает, ночью ждет мороз. Но у костра тепло и уютно, вспоминаем прошлые совместные походы, травим байки, греемся, улыбаемся, любуемся звездным небом, не хотим расходиться по палаткам, но завтра тяжелый день и путь домой. Как и в прошлые дни один за другим покидаем очаг и ложимся спать.

День 5.

Очень холодно. Ночью температура опустилась примерно до -8, моя летняя палатка без юбки и с внутренним сетчатым слоем защищает только от осадков, но не от ветра с холодом. Спас лишь теплый спальник, но как только нос высовывался наружу он получал порцию холодка и всю ночь прятался внутри. Встал на удивление легко, Павел подгонял желающих сбегать пофотографировать рассвет, таких нашлось нас двое, быстро одев ледяные ботинки мы побежали на пригорок, пол часа на фотосессию и попеременный отогрев аккумуляторов.

Алоус в рассветных лучах.

Достигнув намеченного медленно побрели обратно в лагерь. Там уже во всю завтракали и готовились в обратный путь. Наспех выпив чай и скушав два батончика, и я приступил к сбору, вскоре все было упаковано в рюкзаки и проверив окрестности не забыли ли мы чего, лагерь сдвинулся в обратный 14 километровый путь. Путь лежал первый час через знакомую седловину Чертовых ворот, а дальше уходил вправо траверсом вниз к лесу.

put-po-hrebtu-babuk

Спустившись с альпики в лесной массив, начали отвлекаться на попадавшие взору грибы, которые после морозов стали каменными, напитавшись водой застыли льдинкой. Кусты с шиповником не раз задерживали нас.

Куст шиповника на фоне перевала Чертовы ворота.

Лишь сделав запас на ближайший месяц мы перестали обращать на них внимание, но пошла мята, мелиса, смородина, и сбор продолжился, дай нам волю мы бы мешок собрали, но надо было ускоряться. На панорамных точках мы сделали несколько групповых снимком и дальше уже шли в ожидании конца маршрута.

Наша группа, жаль Женя Шитов не поместился в кадре.
Последние взгляды на не гостеприимную гору Большой Тхач.

Последние несколько километров были очень трудными, затяжной спуск, нескончаемой лентой уходил в низину долины реки, но все в ожидании завершения пути шли практически без остановок к заветной «таблетке» которая нас вывезет обратно в цивилизацию. Дима убежал вперед, чтобы чуток проехать навстречу к нам, вскоре мы услышали шум работающего двигателя и радость услышанного отразилась улыбками на наших лицах, на большее выражение чувств сил не хватало. Потом была погрузка, непростая обратная дорога до асфальта и через два с лишним часа мы были в Мостовском. Груз тяжести был настолько силен, что на переодевание сил не было, решил, что разденусь уже дома. Попрощавшись со всеми и обменявшись контактами мы сели с Ильей в машину и поехали домой. Расстались с Ильей на вокзале, откуда он продолжил свой путь в Анапу, а я помчал домой…

Всем большое спасибо за компанию в походе, скорейшего восстановления и дальнейших встреч.

С уважением

Роман Суворов.

Автор сайта выряжает огромную благодарность за предоставленный  отчет о походе хорошему человеку искренне любящему природу Роману Суворову. Дорогой друг мне очень приятно было с тобой познакомится.

Автор отчета Роман Суворов, устал но счастлив.

Автор будет благодарен если Вы поделитесь статьёй с друзьями.