Мой майский поход на Большой Тхач. 24 -28 мая 2017 года.

Все началось с того, что знакомые друзья туристы уговорили меня поехать вместе с ними в поход на Большой Тхач. Все мы уже имели опыт многодневных походов и хотелось попробовать что-нибудь новое. Честно говоря, Большой Тхач у меня никогда не вызывал особого интереса. Мне казалось, что это одинокая скучная скала, где-то на Кубани. Даже почитав в интернете описание маршрута, особого интереса у меня он не вызвал. Но друзья говорили «Там будет весна и много цветов…». В общем я поверил, взял отпуск, и мы поехали покорять Большой Тхач.

Т.к я считал себя опытным туристом, то плохой прогноз погоды меня не очень смущал, и даже небольшой ливень по приезду в Майкоп меня не огорчил, а наоборот добавил настроения. Добравшись через пару часов до дома нашего гида Дмитрия, нас ждала боевая «буханка». Буквально через полчаса, началось то что называется «джипинг».

Я знал, что на Тхаче плохие дороги, но я не знал, что по ним текут реки! «Зверь-машина» благодаря своему водителю с легкостью преодолевала все препятствия на своем пути. Не помню сколько мы ехали, т.к несколько раз ударился головой и оторвал приваренную ручку двери. Нас выгрузили на какой-то живописной, туманной поляне.

Только я хотел восхитится красотой природы, как к моему рюкзаку прицепили палатку и дали нести запас газа. Короче рюкзак оказался тяжелей, чем я предполагал. И.. пошел ливень. Очень скоро я перестал замечать окружающую красоту, т.к постоянно проваливался по щиколотку в грязь. Спустя какое-то время мы пришли в какое-то болотистое место. Энтузиазм еще меня не покидал, поэтому палатку мы ставили с видом на горы, которых не было видно.

Наш гид-сказал, что лучше отдохнуть, т.к завтра тяжелый день. Я насторожился.

На утро следующего дня мы все-таки увидели горы, однако они почему-то были в снегу. И мы зачем-то пошли прямо к ним. Вскоре я и мои друзья начали подозревать, что никакой весны не будет. По крайней мере в тумане и под двадцати сантиметровым слоем снега ее особо не видно.

Мы продолжали свой путь. Мне настроения добавил встретившийся по пути глухарь.

Увидеть дикое животное в естественной среде много стоит. Добравшись до приюта «Ветреный», мы начали обустраиваться. По картинкам из интернета я помню, что за балаганом открывается вид на Большой Тхач, но почему-то я его не видел. Наколов дров, растопив печку в балагане мы обсохли, на сколько это возможно в полевых условиях, лишь на мгновение из тумана появился Большой Тхач.

Увидев гору  легли спать как убитые. Ночью были заморозки, но никто не замерз, видимо все были очень усталые.

Подъем у нас был часов в 5 утра. Заставить себя выбраться из теплого спальника было непросто, но куда деваться, надо двигаться дальше. Наконец удача улыбнулась нам и нас ждал солнечный день.

За один день мы совершили восхождение на г. Большой Тхач,

г. Асбестная и добрались до перевала Чертовы Ворота. Я был восхищен видами, открывшимися нам с вершины г.Большой Тхач.

Снежная пудра только добавляла контрастности. Все участники были в восторге, ради таких моментов и ходят в горы превозмогая себя. Я даже не представлял, что может быть лучше? Лучше мог быть только панорамный вид с г. Асбестная, на которую мы попали уже спустя несколько часов. С вершины г. Асбестная нам открылся во всей красе виды на Чертовы Ворота,

Большой Тхач и Малый Тхач.

Глаза разбегаются в разные стороны, и ты не знаешь куда смотреть. Это было великолепно, только пронизывающий, холодный ветер напомнил нам, что мы находимся в горах, а значит пора двигаться дальше, пока не замерз. Нас ждал переход к перевалу Чертовы Ворота. Переходя перевал Чертовы Ворота меня не покидало ощущение, что мы находимся на какой-то далекой планете, где живут титаны. Исполинские размеры скал восхищали и завораживали своей красотой и мощью.

Вечером нас ждал ужин у костра, веселые рассказы нашего гида Дмитрия. Это было прекрасно.

На третий день похода мы пошли на вершину горы Восточный Ачешбок. Шли ее покорять на легке, оставив все тяжелое в лагере. Сложно описать словами легкость, которую чувствуешь, когда идешь без тяжеленого рюкзака. Я чувствовал себя пушинкой. Подъем на Чертовы Ворота нас порадовал встречей с турами и сернами.

Коих здесь обитает очень много. Каждый раз удивляюсь с какой легкостью эти животные передвигаются, почти по отвесным скалам. С вершины перевала Чертовы Ворота нам открылся вид на Большой Тхач,

и горы главного Кавказского хребта. Величественные горы были укатаны толстым слоем снега.

Весна еще даже не заходила к ним в гости, а пока нас ждал переход к месту нашей следующей стоянки на одном из живописных хребтов. Небольшой град, который нас застал в пути не смог испортить настроения. По команде гида, мы растянули тент и сели играть в карты. Дождавшись, когда капризная природа сменит гнев на милость мы двинулись дальше. И действительно нас ждал сухой вечер, вкусный ужин у костра, веселые разговоры и байки нашего гида, которые у него, наверное, никогда не заканчиваются.

На следующий утро мы выдвинулись в обратный путь. В последний раз перед нами открылся панорамный вид на Большой Тхач и Чертовы Ворота.

Было немножко грустно покидать эти чудесные места. Как же здорово будет вернуться сюда снова!  Спасибо нашему гиду Дмитрию и всем участникам похода за невероятную атмосферу похода.